Горбунова Алла и Любимова Лариса

Художница и мастер-керамист Алла Горбунова (Хансен) родилась в СССР. С ранней юности увлекшись художественным творчеством, и в особенности – искусством мелкой пластики, она пронесла это увлечение через всю свою жизнь и через многие страны, где ей довелось жить.

- «Меня  как-то сразу привлекло древнее искусство керамики. Впервые взяв в руки глину, такую податливую, прохладную и влажную, я почувствовала необъяснимую связь с ней. Глина на самом деле -  живая, она чувствует тебя изнутри и сама зачастую подсказывает, во что она хотела бы воплотиться в твоих руках. Вторая ступень этой магии – Огонь и процесс обжига, который всё преображает и выносит свой вердикт художнику. С огнем тоже надо уметь «договариваться», и у меня с ним сложились особенные отношения».

Живя в Европе с начала 90-х, Алла берет мастер-классы у признанных мастеров-керамистов. Проходят её персональные выставки работ в Дании, Франции, Португалии, Словении. В 2007-08 гг. Алла сначала стажируется, а затем активно сотрудничает с датской  Brande Art-school по направлению «художественная керамика».

 С 2011 г., переехав в Россию, стала работать в художественной мастерской Ново - Иерусалимского монастыря под Москвой, изучая и заново открывая древние технологии изготовления изразцов. В настоящее время трудится в «Керамической мастерской Николая Любимова» по направлению «русский изразец» и развивает собственное художественное направление - «керамическая флористика». Алла  регулярно проводит  мастер-классы по керамике для детей и взрослых, в том числе в рамках мероприятий Департамента культуры  правительства Московской области. Является членом Союза мастеров Истринского района Московской области.

Лариса Любимова -

По специальности и по призванию  эколог. Очень люблю и понимаю природу. Много лет  ее защищала. А красоту ее  старалась показать людям в картинах из засушенных растений. Но это искусство недолговечно. Жизнь листьев и цветов коротка даже в засушенном виде. Лариса перенесла их в керамику. Природа - лучший художник и дизайнер. Сохранить красоту одного листочка, цветка, ветки можно в керамике. Она долговечна.  Тем, кто видит эту красоту, нравятся ее работы. Они есть у людей во Франции, Греции, Латвии.  И конечно у всех  друзей в России.

Участие в выставках и фестивалях:

Всероссийский фестиваль и выставка народной культуры в Сочи. 2014г.

 Фестиваль народного искусства "Крымская мозаика". Крым. 2015г.

 Symposium de L'Art Russe Contemporain OIEAU DU DONHEUR  Saint-Trojan-Les-Bains , Франция , 2016 г.                              

 

Керамическая мастерская Н.Любимова

 

«Керамическая мастерская Николая Любимова» начала свою творческую жизнь с 1987 года. когда сотрудники Объединения "Росреставрация» приехали в командировку в Новоиерусалимский Монастырь на реставрацию керамического декора на здании Скита Патриарха Никона. Весь летний сезон прошел в отмывке многослойных покрытий масляных красок на изразцах 17 века,  укреплении их специальными составами, дополнением утраченных частей изразцов  мастиками.

А осенью, когда сезонные работы закончились, в помещении башни Давидов дом, предоставленной дирекцией музея под керамическую мастерскую, началось строительство двух печей муфельного типа для обжига керамики.

 

Вот как вспоминает то время мастер-керамист Николай Любимов: «Тогда большую поддержку оказал нам директор музея Нижегородов Василий Фролович, можно сказать, если бы не он, возможно не было бы и этой истории. Так родилась мастерская-лаборатория, просуществовавшая в башне Давидов Дом больше четверти века, до января 2013 года.»

 

Одновременно со строительством печей для обжига керамики собиралось и налаживалось другое оборудование для работы по изготовлению изразцов: шнековая глиномялка с электроприводом, шаровая мельница для развода фритты и приготовления эмалей и глазурей, гончарный круг для вспомогательных работ и т.д. Тогда же решался вопрос с сырьем. Были обследованы близлежащие места, где когда-то гончары копали глину для своих работ. В конце концов осенью 1988 года недалеко от Истры была найдена подходящая глина, старые ямы в лесу, откуда ещё в начале 20-го века гончары заготавливали глину для гончарного товара. Начались пробы и эксперименты, появились первые небольшие изразцы, сначала терракотовые, а затем и поливные, муравленные.

Дальше перед мастерами встал самый сложный вопрос: как подобрать состав цветных полив, идентичных эмалям 17 века. Химический состав рецепта  полностью не был известен, но кое что удалось узнать из старых книг, по крупинкам собиралась информация о методах приготовления фритта, способах получения красителей и т.д.

Два долгих и чрезвычайно интересных года ушло на создание глазури для заливки изразцов восстанавливаемых в Новоиерусалимском Монастыре. И вот летом 1989 года мастерская получила и исполнила свой первый государственный заказ. Это были изразцы для настоятельского корпуса Спасо-Андронникова монастыря в Москве. После этого началась работа по изготовлению керамической плитки для пола Скита Патриарха Никона. Была разработана технология изготовления фигурной плитки, имитирующей дерево, сделаны пробные образцы, и на этом работа была прервана в связи с прекращением финансирования. Работы были возобновлены 20 лет спустя и успешно выполнены. В 1990 году  мастерская получила свой последний крупный государственный заказ на изготовление четырех наборов для изразцовых печей в музей Русской кухни в Пскове. К сожалению работа не была окончена в связи с развалом СССР.

В трудные 90-е годы мастерскую спасали случайные заказы для частных домов: печи, камины, отдельные изразцы.

Мастерскую удалось сохранить и дать ей развитие благодаря коллективу Новоиерусалимского краеведческого музея, который всегда с пониманием относился к непростым задачам в деле воссоздания технологии изразцового искусства. Небольшой коллектив мастерской, ядром которого все эти годы являлся Николай Любимов, принимал участие во многих выставках как в самом музее “Новый Иерусалим”, так и на многих выставочных площадках Москвы, Волоколамска, Киева, Санкт-Петербурга, Полтавы, Голландии.

В конце 2012 года музей «Новый Иерусалим» переехал в современное здание с фондохранилищем более 2000 кв.м., а керамическая мастерская была расформирована. К этому времени работу мастерской поддерживал только Николай Любимов. Он сумел сохранить уникальную коллекцию изразцовых форм (порядка 200 видов) и продолжил работу мастерской. В период с 2012 года по настоящее время керамисты мастерской под управлением Николая Любимова создали уникальные изразцовые печи (реплики печей 17 века) для музея-заповедника Коломенское, для музея Ильи Глазунова на ул. Волхонка. В Псково-Печерском монастыре трудами Николая Любимова была восстановлена храмовая надпись 16 века. Успешно были начаты и завершены реставрационные работы по восстановлению керамических изразцов дома купца Игумнова (ныне здание Французского посольства на улице Большая Якиманка), дома Лопатиной на Большой Никитской (здание Бразильского посольства). Восстановлены изразцы на фасаде особняка И.Е. Цветкова на Пречистенской Набережной  (ныне Представительство военного атташе Франции).

Мастерская выполнила много частных заказов на изготовление изразцовых печей и каминов.

С 2016 года керамисты мастерской разработали новое направление «керамическая флористика», которое пользуется большим интересом у заказчиков. Это оттиски  растений на дизайнерской посуде с заливкой сложносоставными глазурями.

Керамисты мастерской принимают участие в ежегодных фестивалях народного творчества: в Суздали с изготовлением и обжигом керамических скульптур «Огненные скульптуры», в Крыму «Крымская мозаика», в Сочи музыкальный фестиваль-ярмарка народных ремесел и промыслов.

В 2016 году мастерская вошла в состав Союза мастеров Истринского района Московской области.

В мае 2017 года мастерская выезжала на международный симпозиум «Птица счастья» во Францию остров Олирон.

Мастерская осуществляет регулярные выездные мастер-классы для детей и взрослых.

   Сохранить и преумножить

Контакты

Адрес: Московская обл., г.Истра

Телефон: +7 926 030 99 38

E-mail: larakis2013@yandex.ru

© 2017 АртСодружество мастеров Истринского района "Жемчужина". Все права защищены.